К "Источнику Будды"


Рассказ Юньфэя об Учителе


Я стал учеником Учителя Фоюаня благодаря одному кармическому случаю. Это было в 2003 году в день рождения Будды Шакьямуни. Из-за проблем в личной жизни у меня было очень подавленное настроение, я даже однажды потерял сознание на улице. И вот моя тётя посоветовала мне отправиться в монастырь Юньмэньсы и переночевать там одну ночь. Я, не долго думая, согласился. Вначале когда я приехал в монастырь, я боялся заходить в зал Будды Шакьямуни, где проводили молебны монашествующие и миряне. Поэтому я отправился на кухню, чтобы помогать готовить вегетарианскую еду. Затем моя тётя велела мне принять буддийское Прибежище. Я ей сказал, что я не могу, так как ничего не понимаю в буддизме. Тётя сказала, что ничего понимать и не нужно, главное, что у меня доброе сердце, поэтому будет правильным принять Прибежище. По буддийским правилам буддийские монахи не могут принимать в ученики, не имея особого статуса. Поэтому Учителем всех принимающих прибежище в монастыре Юньмэньсы является настоятель Его Святейшество Фоюань. Сколько учеников у него, боюсь, что он сам точно не знает. Кто-то делал приблизительный подсчёт. Оказывается всего у него учеников более 100 тысяч человек. Однажды я беседовал со слугой Учителя (его близким учеником). Я спросил его: "У Учителя Фоюаня столько много учеников. Разве может он меня знать?" Слуга Учителя сказал: "Нельзя так говорить об Учителе. Если в сердце человека есть его Учитель, то этот человек обязательно будет в сердце Учителя. Учитель Фоюань не обычный монах, у него есть сиддхи. Он знает мысли других людей". И слуга Учителя рассказал мне одну историю, свидетелем которой он был. Несколько лет назад в один из летних дней один монах-электрик чинил электропроводку в храме Будды Шакьямуни. И вот как раз мимо входа в храм проходил Учитель Фоюань. Вдруг он остановился и горящим взглядом посмотрел на этого электрика и громко закричал: "Зачем плакать? Нужно торопиться заниматься практикой Дхармы!" Монах-электрик вздрогнул от испуга, никто не мог понять, что произошло. Учитель Фоюань ушёл. И буквально через несколько минут зазвонил сотовый телефон монаха-электрика. Звонили из его дома и сообщали о самоубийстве его любимой младшей сестры. Видимо как раз в тот момент Учитель Фоюань увидел, как душа младшей сестры обращалась к своему брату. Выслушав эти слова слуги Учителя, у меня невольно в сердце зародилось глубокое уважение к старцу Фоюаню. Честно говоря, до этого у меня было предосуждение к нему, поскольку Учитель любил бить учеников своим посохом. Когда я принял у него Прибежище, ему уже было 80 лет, но он по-прежнему любил бить учеников. Помню, однажды, я оживлённо разговаривал и смеялся на кухне с шраманерой (гецулом) Ши Сюеминем. Вдруг он сказал мне, чтобы я замолчал. Оказывается, это пришёл со своей тросточкой Учитель Фоюань. Хотя он в этот раз никого не бил, но ругал некоторых монахов за то, что они неряшливо одеты. Дождавшись, когда Учитель Фоюань уйдёт, Сюеминь стал рассказывать мне о том, что все в монастыре боятся Учителя, так как он бьёт учеников. Недавно он кого-то бил и сломал свой посох, поэтому заменил его на новый. Я спросил Сюеминя, получал ли он посохом от Учителя? Он ответил, что получал и не раз. Я спросил Сюеминя, ненавидит ли он за это учителя? Он сказал, что нет, что для него Учитель как родной отец. Если отец бьёт сына, разве может здесь быть ненависть?
По мере моего знакомства с учением Будды моя симпатия к Учителю старцу Фоюаню усиливалась. Из-за этого я по своей инициативе приблизился к Учителю. В 2004 году я проводил Новый Год в монастыре Юньмэньсы. 30 числа по лунному календарю накануне начала Нового Года Учитель Фоюань проводил церемонию всеобщего чаепития в монастыре. Он тогда очень много и интересно рассказывал. Помню, он рассказывал, что когда он был в провинции Чжецзян, его стали вести под руку девушки, когда он шёл по улице. Это потому, что по тамошним традициям буддийских монахов всех считают воплощением Будды Майтреи. И считается, что если три девушки будут вести под руку монаха, то эти девушки и члены их семей станут богатыми. Поэтому главное, чтобы сознание монаха не загрязнялось этим, а идёт он или нет вместе с девушками это не важно. Учитель рассказывал ещё много историй, но его хунаньский путунхуа (всеобщий китайский язык) я плохо понимал на слух, и, кроме того, сидел на последнем ряду. В первый день Нового года я перед отъездом зашёл к Учителю попрощаться. Мой друг Цзюань первого числа приехал за мной. Он, увидев учителя, искренне стал делать простирания перед ним, в результате чего получил от него удар тростью. Однако ко мне, тихо сидящему в углу, он был очень добр. Он взял горсть конфет, встал со своего места, подошёл ко мне и вложил их в мою руку, сказав: "Кушай, сладкие! То, что останется, отвези своей дочери". Я был очень удивлён, поскольку, увидев конфеты, я как раз подумал о своей дочери, что если она увидит эти красивые конфеты, то обязательно обрадуется. А Учитель почти никогда со мной не встречался. Откуда он может знать, что у меня есть дочь?
Учителю Фоюаню в этом году уже исполнилось 83 года. Он родился 27 февраля 1923 года. В 18 лет он постригся в монахи в монастыре Лоусясы. Ему дали имя Синьцзин (Чистое сознание"), прозвище Чжэнькун ("Истинная пустота"). В 1946 году он принял полные монашеские обеты у учителя Винаи Чжэньцина в монастыре Фуяньсы. Затем он давал лекции по сутре Амитабхи в монастыре Байлусы города Иян. В 1951 году он впервые приехал в провинцию Гуандун и стал исполнять должность ответственного за приём приезжающих в монастырь. В 1958 году он безвинно попал в тюрьму во время кампании борьбы с "правым уклоном". С 1961 года он находился 18 лет под надзором в монастыре Наньхуасы, проходя "трудовое перевоспитание". В то время многие монахи снимали с себя монашеские обеты, многие кончали жизнь самоубийством. Только несколько монахов наряду с Учителем продолжали строго придерживаться веры в Будду, не снимали с себя монашеских обетов и не пытались окончить жизнь самоубийством. Они не обращали внимания ни на критику, ни на побои, ругань, мучения в тюрьме. Только на одно происшествие он не мог ни обращать внимания - это когда хунвэйбины стали пытаться осквернить нетленное тело Шестого Патриарха. Мне рассказывала об этом старая буддистка досточтимая Ланьюнь. Тогда ей было только 10 лет. Она вспоминала, что тогда хунвэйбины несли по улицам города нетленное тело Шестого Патриарха и кричали в рупор, что это не тело человека, а тело обезьяны. Сперва они хотели сжечь тело, но не смогли этого сделать, так как тело не сгорало. Тогда они на спине Шестого Патриарха пробили отверстие и руками вытащили внутренности, бросив их на землю. Действительно, это было страшным надругательством, сердце не выдерживало смотреть на этот акт вандализма. Ночью Учитель Фоюань, воспользовавшись тем, что все спали, украдкой собрал тело Шестого Патриарха и вместе с двумя другими нетленными телами династии Мин Великим Учителем Ханьшанем и Великим Учителем Даньтянем закопал их рядом с болотным кипарисом у родника девяти драконов в монастыре Наньхуасы. Хунвэйбины не могли найти тело Шестого Патриарха и стали допрашивать Фоюаня где тело. Но Учитель Фоюань на их расспросы не сказал ни слова. В 1979 году Учитель Фоюань отправился в Пекин и сообщил председателю Всекитайской ассоциации буддистов досточтимому Чжао Пучу об этом происшествии. Тогда была направлена специальная комиссия, которая во главе с Учителем Фоюанем занималась восстановлением нетленного тела Шестого Патриарха. Было обнаружено, что кости и внутренние органы Шестого Патриарха по цвету напоминают золото. Даже премьер Госсовета похвалил Учителя Фоюаня за его подвиг.