Дзен - особая форма передачи истины, не связанная с какими-либо трактатами. Прямой контакт с духовной сущностью человека и достижение совершенства Будды...
                                                                                  Бодхидхарма

Дзен - буддизм - школа Махаяны, зародившаяся в Китае, чьим основателем мы считаем Первого патриарха дзен - Бодхидхарму (Дарума). Философия дзен - это учение буддизма, которое наиболее прямо и практично способно привести к глубокому освобождению и совершенному Просветлению. Через мудрость дзен, искусство дзен, мы можем понять реальность окружающего нас мира и постичь всепроникающую Истину.
Зачем нам дзен - буддизм? Давайте разберёмся в этом на дзен - портале...

главная содержание форум словарик

Главная
Содержание
    заповеди буддизма
    основы буддизма
    жизнь Будды
    история дзен
    основы дзен
    притчи дзен
    хайку
    буддизм в мире
    суми-э
    каллиграфия
    сад камней
    чайная церемония
    храмы дзен
    учителя дзен
    питание дзен
    дзадзен
Дхарма
    Алтарная сутра
    Дао Дэ Цзин
Словарик
Архив новостей
Дзен-форум
Гороскоп
Фэн-шуй


Что нас ждёт после смерти?

Рай или Ад
перерождение души в новом теле
ничего
я бессмертен
не хочу об этом думать!


Результаты
Другие опросы

Ответов 3840


Дзен-альбом


Наши буддийские путешествия



Буддизм в мире: Индия, Камбоджа, Китай



Индия
Буддизм в Индии зародился на севере страны в 6 веке до н. э. как реакция на кризис традиционной системы моральных и религиозных ценностей. Основатель — Сиддхартха Гаутама. Буддизм в качестве нового мировоззрения, а затем и новой религии, не отверг, а творчески пересмотрел и ассимилировал духовные и культурные традиции Древней Индии. Приверженцами буддизма стали жившие в одно время с Буддой цари государства Магадха — Бимбисара и Аджаташатру. При Аджаташатру в Раджагрихе был созван 1-й буддийский собор, 2-й собор состоялся в Вайшали во второй половине 4 века до н.э. Ко времени образования империи Маурьев (4 век до н. э.) буддизм имел в Индии много сторонников. Буддийская община — сангха превратилась в значительную социальную силу.
При третьем государе из династии Маурьев - Ашоке буддизм около 250 г. до н. э. стал в Индии государственной религией. Под покровительством Ашоки был созван еще один собор, в Паталипутре. После Ашоки буддизм в Индии раскололся на 18 школ. Наибольший расцвет буддизма в Индии относится ко времени правления царей Милинды (около 150 или 100 гг. до н. э.), Канишки (около 80 г. до н. э.) и Харши (606 — 648 гг.) — два последних правителя были обращены в буддизм махаянистами. Постепенно буддизм распространился и в Южной Индии.
В Ладакхе (инд. штат Джамму и Кашмир) буддизм наиболее полно представлен на востоке, где живут преимущественно кочевники. Там распространены школы гелугпа, кагьюдпа и другпа, соперничавшие между собой. Первое проникновение буддизма на эту территорию относится ко времени царя Канишки (2 в. н.э.). Здесь имеются несколько знаменитых монастырей — Альчи, Ламаюри, Сепи, где, по преданию, бывали Наропа и Падмасамбхава, в числе главных святынь — след стопы Падмасамбхавы. В монастыре Карши жил знаменитый тибетский переводчик Ринчхеи-Занпо (958-1055 гг.). В Заскаре бывал во время своих экспедиций А. Чома де Кёрёши (1823, 1824, 1826 гг.).
В королевстве Сикким (ныне штат Индии) буддизм появляется приблизительно с 13 в.; преобладает школа ньингмапа; в ее пантеоне — буддийские и индуистские божества. Ежегодно здесь исполнялся чам (цам) в честь горных божеств. Светский и духовный владыка Сиккима носил титул Чхойгьял. В Гантоке, главном городе Сиккима, существует Институт тибетологии.
После вторжения в Индию в 712 г. мусульман буддизм начал приходить в упадок, вытесняться в страны Юго-Восточной Азии. К 10 веку он сохранился главным образом в Кашмире, Бихаре и Бенгалии, а к 13 веку буддизм в Индии полностью утратил своё влияние. Постепенно культ Будды оказался абсорбированным в индуизм. Для индусов Будда - одно из воплощений бога Вишну. Число последователей буддизма в Индии не превышает 5 млн, при общей численности населения более 1 млрд. человек.



Камбоджа
Первое древнекхмерское государство Бапном (кит. Фунань, 2 — 6 вв.) складывалось под влиянием южноиндийской культуры. Во 2 веке здесь появились махаянистские общины, в 3 веке — тхеравадинские. В первой трети 5 века в обществе стало усиливаться влияние вишнуизма, на смену монархам-воинам пришли монархи-брахманы. Но буддизм, преимущественно махаянистского толка, сохранял популярность среди народа, в равной степени признававшего культы будд, бодхисаттв и индийских божеств. После упадка Бапнома господствующее положение заняло государство Ченла, столица которого находилась на территории современного Лаоса. В Ченле поддерживалась гармония между индийскими религиями и буддизмом до конца 7 века, затем там возник культ воинств, божества Харихары (единство Вишну и Шивы), развитый уже в Анкгорской империи (9–14 вв.) до чрезвычайно сложного культа дева-раджи (“бога-царя”).
Культ дева-раджи был сочетанием культа предков и культа духов земли с тантрическими представлениями о божественной силе и мощи государя в сочетании с основными чертами шиваизма и частично вишнуизма. Олицетворением этого культа стал храм Шивы, построенный в центре царской резиденции, но т. к. царь считался одним из великих бодхисаттв, то махаяна получила должное место в культе дева-раджи, включавшего обожествление царских предков.
С 10 века начинается монументальное храмовое строительство, призванное отразить величие “бога-царя”, создаются целые храмовые города, типа Ангкорвата, на окраинах Яшодхарапуры — столицы Анкгорской империи. Поскольку в культе “бога-царя” буддизм выполнял определённые функции, то высшее буддийское духовенство играло свою роль в этой политической системе, однако благополучие сангхи во многом зависело от вероисповедания царя. Если царь был буддистом, то сангха процветала, если шиваитом — подвергалась гонениям; при царе-вишнуите чаще всего проводилась политика мирного сосуществования религий. По мере усиления феодальных кланов и обострения соперничества между ними культ “бога-царя” стал утрачивать свое централизующее значение; одновременно возрастала идеологическая роль буддизма. Это проявлялось в переориентации культа дева-раджи на буддийский культ “царя-бодхисаттвы” со всеми вытекающими отсюда социальными и культурными последствиями. При царе Джаявармане VII (правил в 1181-1220 гг.) стали усиливаться позиции тхеравады, символом мощи монарха стали не линги, а храм будды Локешвара — Байон, построенный в центре столицы.
С конца 13 века тхеравада становится господствующей религией: появилось множество монастырей, образование перешло в руки монахов, возросла интенсивность культурно-религиозных контактов кхмеров с ланкийскими, тайскими, лаосскими государствами, санскритская литература была частично вытеснена палийской. С середины 14 века начались длительные войны с Аютией (Сиам) и в 18 веке ослабевшее кхмерское государствово оказалось в вассальной зависимости от Сиама. Во второй половине 19 века Камбоджа стала объектом колониальных притязаний Франции, и по договору 1867 г. Сиам официально признал протекторат Франции над Камбоджей. Так как французская администрация сохранила королевский дом, то позиции тхеравады как господствующей религии сохранились.
После восстановления государственного суверенитета Камбоджи (1953 г.) было создано Народно-социалистическое сообщество (Сангкум), которое возглавило политическую и общественную жизнь страны. Политическая программа Сангкума базировалась на принципах “кхмерского буддийского социализма”, предложенных принцем Н. Сиануком и разработанных его соратниками. До “культурной революции” Пол Пота в стране было около 3 тыс. монастырей и храмов, 55 тыс. членов сангхи. Полпотовская клика причислила монахов к третьей, низшей категории населения, которая в большей степени, чем другие, подвергалась репрессиям и физически уничтожалась. Большинство монахов были истреблены, немногим удалось бежать из страны. В январе 1979 г. была создана Ассоциация монахов за национальное спасение Камбоджи. После создания Народной Республики Кампучии правительство приняло энергичные меры по восстановлению кхмерской сангхи и возрождению буддизма. В 1989 г. буддизм был объявлен государственной религией Камбоджи, в которой 95% населения являются буддистами.
В. И. Корнев



Китай
Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддийских проповедников еще в 3 веке до н.э., однако они не могут считаться достоверными. Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шелковому пути из центральноазиатских государств. Монахи-миссионеры, вначале из Центральной Азии, а позднее — из Индии, появляются в Китае до 2–3 вв. Уже к середине 2 века с буддизмом знакомится императорский двор, о чем свидетельствуют жертвоприношения Лао-цзы (основателю даосизма) и Будде, совершенные императором Хуань-ди в 165 г. По преданию, первые буддийские сутры были привезены на белой лошади в Лоян, столицу империи Поздняя Хань, в царствование императора Мин-ди (58-76 гг.); здесь же позднее появился первый в Китае буддийский монастырь — Баймасы (Храм Белой лошади).
В конце 1 века зарегистрирована деятельность буддистов еще в одном городе позднеханьской империи — Пэнчэне. В начале 2 века была составлена “Сутра 42 статей” — первая попытка изложения на китайском языке основ буддийского учения. Основоположником же буддийской традиции в Китае считается парфянский монах Ань Шигао, прибывший в Лоян в 148 г. С помощью группы китайских помощников Ань Шигао перевел на китайский язык около 30 буддийских сочинений. Всего в Лояне в конце 2 века над переводами буддийских сутр трудились около десяти иноземных монахов. Тогда же в хрониках появляются первые упоминания о массовых религиозных празднествах, устраивавшихся буддийскими монастырями. Однако еще на протяжении столетия буддизм в Китае, несмотря на постоянный приток иностранных миссионеров и популярность буддийской веры среди части населения, не пользовался официальным признанием.
Кардинальные сдвиги в положении буддизма в Китае произошли в 4 веке, когда эта религия завоевала благосклонность правящих верхов страны. Успеху буддийской проповеди способствовала обстановка смутного времени и кризиса традиционной китайской идеологии. В государствах Южного Китая буддийский идеал был воспринят в основном как иллюстрация традиционной для китайской мысли идеи “отрешения от мирской суеты”, чрезвычайно модной среди аристократов того времени. Особую популярность среди образованных слоев китайского общества приобрела доктрина праджняпарамиты с ее проповедью недуальности нирваны и сансары и внутренним самообнаружением человеком его подлинной природы. Насколько можно судить по первым переведенным буддийским текстам, первоначально в Китае проповедуется буддизм переходного типа от хинаяны к махаяне, и особое внимание уделяется практике медитации. Позднее в Китае утверждается буддизм в форме махаяны.
Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм национальной китайской религии — даосизма. Это привело к возникновению легенды о “просвещении варваров”, смысл которой в том, что ушедший на Запад Великий Учитель даосизма Лао-цзы якобы стал в Индии учителем Будды и подлинным основателем буддизма. Этой легендой пользовались даосы в своей полемике с буддистами. Подобное восприятие буддизма отразилось и в первых переводах на китайский язык буддийских сутр: в них зачастую индусский термин передавался через то или иное понятие даосской философии, что оказало значительное влияние на трансформацию буддизма в Китае. Например, бодхи (просветление) передавалось термином “дао” — путь, а нирвана — даосским понятием “увэй” — недеяние. Огромный вклад в развитие буддизма в Китае внес монах Даоань (312—385 гг.), который, помимо комментаторской и миссионерской деятельности, создал образцовый монастырский устав, ввел культ будды Майтреи, один из самых распространенных в раннесредневековым Китае, а также положил начало обычаю присваивать всем буддийским монахам фамилию Ши (от Шакья — род, из которого происходил Будда). Ученик Даоаня монах Хуэйюань успешно защищал тезис о неподвластности буддийской сангхи правителю и основал культ будды Амитабхи, ставшего популярнейшим буддийским божеством на Дальнем Востоке.
В Северном Китае, подвергшемся в то время нашествию ряда кочевых племен, буддийская религия немало выиграла от смешения различных этносов, а в буддийской проповеди большое значение приобрела магия, близкая шаманистским верованиям кочевников. На Севере буддизм с самого начала развивался под строгим контролем императорской власти. Виднейшим буддийским проповедником на Севере был индийский монах Кумараджива (начало 5 века), заложивший основы классической школы перевода буддийской литературы на китайский язык. Начался период “индианизации” китайского буддизма, старательного усвоения буквы буддийского канона, более строгого размежевания китайских буддистов с традициями китайской мысли. Для 5–6 вв. традиция различает в Китае шесть буддийских школ, группировавшихся вокруг индийского учителя и определённого свода текстов. Ученик Кумарадживы Даошэн (умер в 434 г.) первым выдвинул чрезвычайно влиятельное в дальневосточном буддизме учение о присутствии природы Будды во всех живых существах и о возможности спасения для каждого посредством “внезапного просветления”.
К 6 веку буддизм стал в Китае господствующим идеологическим течением и фактически приобрел статус государственной религии. Буддийские монастыри превратились в крупных земельных собственников и места сосредоточения богатств, которые нередко использовались монахами для денежно-ростовщических операций. Буддизм в Китае не вытеснил традиционных китайских учений — конфуцианство и даосизм, а вместе с ними составил синкретический комплекс “трех религий” (сань цзяо), где каждое учение как бы дополняло два других. Считалось, что учение Будды выражает “внутреннюю”, “сокровенную” сторону наследия древних китайских мудрецов. Одновременно определилось место буддизма в традиционной обрядности китайцев: в ведении буддистов оказались почти исключительно заупокойные обряды. Под влиянием буддистов с 6 века приобрел популярность праздник поминовения усопших в середине 7-го месяца по китайскому календарю, сопровождавшийся молебнами во спасение всех “бесприютных” душ. Другим популярным буддийским праздником стал день рождения Будды, отмечавшийся в 8-й день 4-го месяца. В быт китайцев также прочно вошел буддийский обряд “освобождения живности” — отпуская на волю различных водяных тварей.
В конце 6 — начале 7 века за довольно короткий период сформировались основные школы собственно китайского буддизма, определившие своеобразие буддийской традиции на Дальнем Востоке. Их можно разделить на три основные группы: 1) “школы трактатов”, базирующиеся на одной из индусских шастр (трактатов) и занимающиеся по преимуществу философской проблематикой. К ним относятся такие школы, как Саньлунь-цзун (школа “Трех трактатов”), Шэдунь-цзун (школа “Трактата Махаяна Санграха”), Фасян-цзун (школа признаков дхарм, базирующаяся в основном на трактате “Виджняптиматра сиддхи шастра”, “Чэнвэйши лунь”), Вэйши-цзун (школа учения о “только сознании”); 2) “школы сутр” (Цзин-цзуп), т. е. школы, базирующиеся на том или ином доктринальном тексте, приписываемом традицией Будде и считающемся в данной традиции высшим выражением буддийской истины. К ним относятся такие не имеющие индийских аналогов школы, как Тяньтай-цзун (школа горы Тяньтай), основанная на учении Саддхармапундарика-сутры (кит. — Фахуа-цзин) и Хуаянь-цзун (школа Аватамсака-сутры), основанная на учении одноименной сутры (кит. — Хуаянь-цзин). Хотя школы данного типа основывались не на философском, а на религиозно-доктринальном тексте, тем не менее, они зачастую занимались и теоретическими философскими проблемами, разработав сложные системы, не сводимые к учению того или иного индийского текста; 3) “школы дхъяны” (чань-цзун), уделявшие внимание преимущественно практике буддийской психотехники, медитации, йоге. К этой группе прежде всего относится специфически китайская школа чань, с известными оговорками к ней можно также отнести “школу мантр” — молитвенных заклинаний (чжэньянь-цзун), представлявшую в Китае начиная с 8 века тантрический буддизм (ваджраяна, цзиньган чэн), который не получил здесь, однако, значительного распространения, и “школу винаи” (люй-цзун), занимавшуюся разработкой вопросов монашеской дисциплины. Некоторые из этих школ разрабатывали доктрину преимущественно созерцательного характера, учение же других отличалось акцентом на вере и религиозной практике.
Среди “созерцательных” школ китайского буддизма на первых порах доминировала школа Тяньтай (по названию горы в провинции Чжэцзян, где находился главный монастырь школы), основанная монахом Чжи И (538—597 гг.). Эта школа проповедовала взгляд на мир как на совершенное целое, идею взаимопроникновения явленного и сущностного, возможность спасения в этой жизни и спасения всех живых существ. Чжи И разработал четырехступенчатую иерархию основных направлений буддизма, соответствовавших разным уровням просветленности сознания, и стремился свести воедино буддийские толки на севере и юге Китая. Ту же ориентацию на создание всеобъемлющего синтеза буддийской мысли унаследовала школа Хуаянь. Основоположником этой школы считается монах Фашунь (557—640 гг.). Среди школ религиозной практики наибольшим влиянием по сей день пользуется школа Цзинту (“чистой земли”), декларирующая спасение верой в будду Амитабху, владыку буддийского рая — “чистой земли”. В основе мировоззрения и практики этой школы лежала доктрина “думания о Будде” (нянь-фо), предполагавшая, что молитвы Амитабхе и даже одно произнесение его имени способны даровать перерождение в блаженном царстве “чистой земли”.
Название другой распространенной школы буддийской практики — чань — восходит к санскр. “дхьяна”, что значит созерцание, медитация. Последняя всегда занимала важное место в практике буддизма, но для приверженцев чань она превратилась в самоцель. Эта школа, основанная, по преданию, индийским проповедником Бодхидхармой (кит. Дамо) в середине 6 века, отвергла изучение сутр и всякий ритуал. Медитацию наставники чань трактовали по-новому — как спонтанное самораскрытие “истинной природы” человека в его эмпирическом существовании. В отличие от прочих буддийских школ чаньские учителя высоко ценили физический труд, особенно труд в коллективе. Будучи наиболее китаизированной формой буддизма, школа чань оказала огромное влияние на китайское искусство. Наконец, в 8–9 вв. на теорию и практику китайского буддизма заметное влияние оказывал тантризм.
В течение длительного времени буддизм пользовался покровительством императорского двора, однако в 845 г. император У-цзун стал инициатором суровых гонений на буддизм, целью которых был подрыв экономической самостоятельности сангхи и сокращение ее численности. В середине 9 века позиции сангхи были подорваны в результате правительственных репрессий, и вскоре начинается ее медленный, но неуклонный упадок. Буддийская традиция во многом утратила былую творческую энергию и свое особое место в общественной и культурной жизни. С одной стороны, сангха становится инструментом государственной политики, находящимся под строгим контролем властей: государственная администрация устанавливала квоты и даже экзамены для желавших принять монашеский постриг, прикрепляла монахов к определённому монастырю, а наиболее заслуженным из них жаловали особые знаки отличия, существовала сеть административных органов, осуществлявших надзор за монашеством. С другой стороны, буддизм почти слился с народной религией, а буддийские институты стали служить интересам отдельных социальных организаций и групп — влиятельным семействам, деревенским общинам, профессиональным объединениям и т. п. Все большее значение приобретает буддийская религиозная практика — “памятование о будде” (молитва, обращенная к будде Амитабха) и чаньское учение о “мгновенном просветлении”. С другой стороны, на уровне народной религии буддизм вступает в активное взаимодействие с популярными верованиями, внеся значительный вклад в становление китайской религии синкретизма, а ряд персонажей буддийского пантеона (Амитофо-Амитабха; Гуаньинь — женская ипостась Авалокитешвары) превращаются в наиболее почитаемых в народе божеств. В позднее средневековье элементы буддийского учения включаются в мировоззренческие системы ряда религиозных сект (в особенности эсхатологические мотивы пришествия будды Милэфо — Майтреи).
С 12 века появились оппозиционные секты, которые основывались на буддийских идеях, в части, учении о конце света и приходе нового Будды, но проповедовали идеал “монашества в миру” и отрицали официальный буддизм. Среди этих сект, нередко называемых постбуддийскими, наибольшую известность получила секта Белого лотоса, предрекавшая скорую мировую катастрофу и наступление эры Белого Солнца. Так в эпоху позднего средневековья главные импульсы развития буддизма переместились за пределы официальных буддийских институтов. Буддизм оказал сильное влияние на философию, литературу и искусство Китая. Буддисты познакомили Китай с индийской логикой, математикой, астрономией, медициной. Буддийскими идеями вдохновлялись многие писатели и поэты (Се Линъюнь, Ван Вэй, Ли Бо, У Чанъэнь и др.). Сам процесс распространения буддизма в Китае и формирование китайской буддийской традиции является примером плодотворного взаимодействия между культурами Индии и Китая. Из Китая буддизм распространился в другие страны Дальневосточного региона: Корею, Японию и Вьетнам, где лег в основу дальневосточной региональной формы этой мировой религии.
Революционные преобразования в Китае вызвали к жизни и обновленческие движения внутри сангхи. После свержения в 1911 г. монархического строя появились буддийские школы нового типа, различные монашеские ассоциации и светские буддийские общества, однако единая общекитайская организация буддистов так и не была создана, а численность монашествующих осталась крайне незначительной: в 1931 г. в Китае насчитывалось лишь 738 тыс. монахов и монахинь. После образования в 1949 г. КНР земельные владения буддийских монастырей были конфискованы, а большая часть монахов и монахинь возвращена в мир. В мае 1953 г. в КНР была создана Китайская Буддийская ассоциация. В состав ее руководящего органа вошли 93 представителя буддийских общин, в т. ч. 23 человека от Тибета. Генеральным секретарем ассоциации был избран мирянин Чжао Пучу. По официальным оценкам, Китайская Буддийская ассоциация в конце 50-х гг. объединяла 500 тыс. монахов и 100 млн. верующих мирян. Руководители ассоциации поддерживали регулярные контакты с буддистами Японии и стран Юго-Восточной Азии. В 1956 году был основан Институт китайского буддизма - высшее буддийское учебное заведение в стране. Он находится в храме Фаюань - одном из старейших в Пекине. С началом “культурной революции” в 1966 г. все буддийские храмы и монастыри в Китае были закрыты, а монахи отправлены на “перевоспитание”. Деятельность Китайской Буддийской ассоциации официально возобновилась в 1980 г., в последующие годы были восстановлены крупнейшие буддийские монастыри, открыты Буддийская академия и ряд монастырских школ, готовящих кадры буддийского духовенства.
В. В. Малявин, Е. А. Торчинов

Школа люй (кит. люй цзун). «Школа устава», другое название: «Школа Южных гор» (кит. наньшань цзун). Сформировалась в III веке как аналог индийской “Школы устава”. Согласно учению, освобождение может быть достигнуто при точном соблюдении предписаний, методик, обетов и т.д. Вся жизнь монаха строго регламентирована. Теоретик школы Даосюань ( VI — VII вв.) создал учение о метаморфозах (кит. хуа цзяо) сознания через размышления и медитации. Основные объекты размышлений: пустотность мира и трансцендентная сущность объектов. Переход сознания на каждый уровень в процессе его преобразований, метаморфоз зависит от выполнения правил и сопровождается определенными признаками.

Школа ми (кит. ми цзун). «Тайная школа», другие названия: «Школа истинных слов», т.е. мантр (кит. чжэньянь цзун), «Тайное учение» (кит. ми цзяо). Китайская версия ваджраяны, индийской школы тантрического буддизма. Основана после V века. При гонениях на тантризм (XII — XIII вв.) практически прекратила существование. Японский аналог (яп. сингон, сингон сю) существует в настоящее время. В практике школы большое значение придается мантрам (кит. чжэньянь), дхарани (кит. болони), мандалам (кит. маньчало, маньтало) и др. В учении о бессмертии (кит. сянь сюэ) абсолют персонифицируется как будда Вайрочана (кит. Дажи), аналог Адибудды. Человек (кит. жэнь) в аспекте сознания является его подобием. Объектами медитации служат пять дхьяни-будд, татхагат (кит. жулай). В практику адепта входит трансформация сексуальной энергии в творческую энергию. Школа признает модель восьмиединого сознания (астаявиджняна, кит. ба ши) индийской школы виджнянавада, дополнив её девятым видом чистого сознания (кит. цзин синь, у синь).

Школа саньлунь (кит. саньлунь цзун). «Школа трех трактатов», основана в V — VI вв. Проблема исследований: пустота, пустотность мира (кит. кун сюй, сюй кун, кун). Аналог индийской школы мадхьямика. Учение содержит доктрины пустотности дхарм (кит. фа), взаимообусловленности их существования, наличия двух истин, относительной и абсолютной, срединного пути (кит. чжун дао). Допускается возможность быстрого, внезапного, спонтанного просветления (кит. дунь у, юань дунь) или обретения нирваны (кит. непань). Утверждается, что истина абсолютная постигается только через интуицию.

Школа тяньтай (кит. тяньтай цзун). «Опора Небес», основана Чжи И в VI веке. Прямого аналога в Индии не имеет. Духовным патриархом, основным авторитетом считается Нагарджуна. В учении утверждается, что нет принципиального различия между живым и неживым. Во всем присутствует дхармовость, дхармата (кит. фа син), истинная природа будды (кит. фо син), таковость (кит. чжэнь жу, ши сян). Мир дхарм, дхармадхату (кит. фа цзе), трактуется как десять миров-состояний, которые существуют одновременно и взаимопроницаемы. Подавление всех этих состояний, кроме высшего состояния Будды, абсолюта, дхармакаи (кит. фа шэнь, жулай цзан) происходит при парном, одновременном совершенствовании мудрости и транса (кит. чжи гуань). В результате этой практики прекращается волнение дхарм (кит. фа) в сознании адепта, который обретает природу Будды. Транс, самадхи (кит. саньмэй) может наступить в любое время и в любом месте. Он рассматривается как просветление. Чжи И ввел технику «думаний о будде» (кит. нянь фо), заключающуюся в постоянном повторении имени будды Амитабхи (кит. Амитофо).
Согласно учению тяньтай, существует гармоничное триединство, «круглая гармония» трех истин: условной, мирской истины (кит. цзя ди), срединной (кит. чжун ди) и абсолютной (кит. кун ди). Мир, воспринимаемый на трех уровнях, в целом образует гармонию (кит. хэ). Всё пронизывает друг друга. За иллюзорным мирским бытием стоит единое сознание (кит. и синь), чистое сознание (кит. цзин синь). Школа предложила концепцию единого учения, интегрирующего все догматы буддизма, модель «единой колесницы», поддержанную школами чань и хуаянь. В школе тяньтай большое значение придается способностям адепта, символике и достижению внезапного, мгновенного просветления (кит. дунь у, юань дунь). Высшим персонифицированным началом считается космический будда Вайрочана (кит. Дажи).

Школа фасин (кит. фасин цзун). Под этим названием имеется в виду идеологическое содружество трех школ: саньлунь, тяньтай и хуаянь, которые одинаково трактуют сущность дхарм, дхармовость, дхармату (кит. фа син), природу будды (кит. фо син) и пустотностъ (кун, кун сюй, сюй кун, сюй) дхарм (кит. фа).

Школа фасян (кит. фасян цзун). «Школа истинной сущности дхарм», другое название — «Школа только сознания» (кит. вэйши). Аналог индийской школы виджнянавада. Допускают, что фасян и вэйши были двумя разными школами, что не доказано. Как и в случае виджнянавады (йогачара), два названия подчеркивают два аспекта деятельности школы: практику работы с сознанием, достижение высших его состояний и создание концепции, основанной на результатах этой практики. Учение виджнянавады было привнесено в китайский буддизм Сюаньцзаном в VII веке. Оно содержит концепцию астаявиджняны, восьмиединого сознания (кит. ба ши), в которой высшей формой сознания служит алаявиджняна, сознание-сокровищница (кит. алие-ши, цзан-ши). Целью практики фасян считает уничтожение кармы (кит. е) через уничтожение семян впечатлений (кит. чжун цзы) и достижение состояния чистого сознания (кит. цзин синь, у синь). При этом прекращается кармическая активность и происходит переход в состояние нирваны (кит. непань). В учении отрицается пустотность дхарм. Признается существование шести необусловленных дхарм (кит. у вэй фа), не подверженных бытию в мире и не связанных с сознанием мирского уровня. Считается, что природа будды (кит. фо син) присутствует в каждом человеке и в любом живом существе. Как и виджнянавада, школа фасян занимается проблемами логики (кит. иньмин), которая призвана установить связь между результатами практики и способом их осмысления, трактовки и описания.

Школа хуаянь (кит. хуа-янь цзун). «Гирлянда цветов», основана Фацзаном в VII - VIII вв. Прямого прототипа в Индии не имеет. Сочетает элементы виджнянавады и мадхьямики. Развивает учение о подлинной, истинной реальности, таковости (кит. чжэнь жу), об абсолюте, татхагатагарбхе (кит. жулай цзан), о едином субстрате сознания. Рассматривает закон всеобщей причинности. Исследует философскую терминологию. Согласно учению хуаянь, сознание (кит. ши) одновременно служит причиной всех вещей и явлений и само зависит от них. Оно воспринимает объект, формирует его образ и проецирует этот образ вовне. Весь мир уподобляется гирлянде из драгоценных камней-зеркал. Каждый из них отражает другие и сам отражается в них. Идея восходит к «сети Индры» («Аватамсака-сутра»). Утверждается, что индивидуальное сознание связано с космическим, которое постоянно присутствует в сознании живого существа как его высшая форма, как природа будды. Сознание имеет собственную природу (кит. ти), которая определяется как субстрат, тело, носитель, субстанция.
Путь к просветлению (кит. божо пути, цзюэ, саньмэй) содержит четыре стадии. На первой мир воспринимается адептом с позиции ложно ощущаемого «я». На второй он обретает знания, используя дискурсивный способ мышления. На третьей — постигает тождественность всего в мире истинной реальности через интуицию. На четвертой он открывает тождественность всех аспектов природе будды (кит. фо син). Адепт мгновенно переходит в состояние абсолюта (кит. чжэнь жу). В хуаянь разработано учение о шести признаках каждой вещи (целое, часть, тождество, различие, становление, разрушение). Образование пар (часть и целое и т.п.) свидетельствует о сущностном единстве, в котором одно не существует без другого. Учение хуаянь о категориях эмпирического, феноменального (ши) и абсолютного, трансцендентного (ли) соответствует представлению о сансаре и абсолюте. Ли — принцип идеального, духовного, нематериального начала. Ши — конкретное явление, событие, феномен, фактор многообразия, множественности мира. Ли соответствует единому сознанию, ши — индивидуальным сознаниям. Мир выступает как поле проявления ли и ши, которые образуют единую систему. Чэн Гуань, развивая учение о ши и ли, выделил четыре аспекта мира: эмпирический (кит. ши), абсолютный (кит. ли), дхармовый (кит. фа цзе), в котором нет преград между ши и ли, и аспект тождественности ши и ли, т.е. абсолютной и феноменальной реальности, проявленного и непроявленного. В школе хуаянь создана классификация буддийских учений. Высшей ступенью в ней признается учение хуаянь.

Школа цзинту (кит. цзинту цзун).  «Школа Чистой Земли», другое название: «Школа Лотоса» (кит. лянь цзун). Сформировалась в VII в. на основе Общества Белого Лотоса (кит. бай лянь шэ). Учение связано с культом будды Амитабхи (кит. Амитофо). Форма китайского амидаизма. Считается, что Будда создал Чистую Землю (кит. Цзин Ту), аналог индийской Сукхавати, в которую может попасть каждый, кто ведет праведный образ жизни, постоянно думает о Будде, созерцает его образ и призывает его, повторяя его имя.

Школа чань (кит. чань цзун ). «Школа медитаций», другие названия: «Школа сознания Будды» (кит. Фо синь цзун), «Школа передачи печати сознания Будды» (кит. чжуань фо синь инь цзун). Первым патриархом считается индийский проповедник-миссионер Бодхидхарма (кит. Путидамо, Дамо), который в VI веке прибыл в Китай. Представ перед императором (Лянский У-ди), он поразил его парадоксальными ответами. Поселившись в монастыре, Бодхидхарма в течение девяти лет практиковал статическую медитацию при «созерцании стены». То, что сначала казалось странным, алогичным и даже смешным, сформировалось в высокоэффективную практику работы с сознанием. Парадоксы, «живые слова» и другие приемы, введенные Бодхидхармой, облегчают прямую передачу опыта и знаний и восприятие сложных доктрин. Они получили дальнейшее развитие как в школе чань, так и в японском буддизме дзэн.
Четыре принципа этого направления: признание прямой передачи опыта «вне учения», отказ от опоры на вербальные методы, слова и знаки, непосредственное обращение к сознанию, обретение состояния будды через постижение собственной природы. Согласно учению чань, природа живых существ изначально чиста (кит. цзин), но неведение (кит. у мин) скрывает это. Практика созерцания раскрывает перед адептом истинную реальность (кит. чжэнь жу). Методологические разногласия привели к разделению школы на две ветви. Северное направление возглавил Шэньсю (606— 706 гг.). Практиковалась статическая медитация и постепенное просветление (кит. цзянь у). Южное направление возглавил Хуэйнэн (638-713 гг.), проповедующий мгновенное спонтанное просветление (кит. дунь у, юань дунь) и динамическую медитацию в комплексе с другими средствами для его достижения. Динамическая медитация восходит к даосской практике недеяния в действии, когда адепт совершает интуитивные, спонтанные поступки, находясь в медитативном состоянии. На ней основаны некоторые виды боевых искусств. Внезапному просветлению способствуют и парадоксальные диалоги (кит. вэнь да), в которых ответ на вопрос кажется бессмысленным, но образует с ним некое единство, неожиданно вызывающее в сознании сильнейшее переживание и откровение. Размышления над текстами-задачами (кит. гунъань), приводящие адепта в состояние прозрения, шоковое воздействие в виде удара палкой или восклицания в момент максимального сосредоточения также относятся к приемам, помогающим получить просветление. Наиболее последовательно такие приемы практиковались в школе Линьцзи (IX веке).
В учении чань признается существование единого сознания (кит. и синь), в котором одновременно присутствуют прошлое, настоящее и будущее. Просветление (кит. божо пути, цзюэ, саньмэй) открывает единство мирского (кит. луньхуэй) и абсолютного (кит. жулай цзан, чжэнь жу). Большое значение имеет опыт наставника, владеющего искусными средствами, уловками (кит. фаньбянь). В чаньских монастырях обязательны ежедневный труд, тренировки, дыхательные упражнения и др. Говорят: «Опрятен, как чаньский монастырь». При просветлении может наступить состояние «мнимой смерти», после чего адепт испытывает бурную радость, сопровождающуюся неудержимым «чаньским смехом». В его языке появляются «живые слова» (кит. хо цзюй), что означает возникновение в сознании новых связей, делающих язык выразительным, способным оказывать воздействие на окружающих и раскрывать перед ними высшие истины, что отличает его от «мертвых слов» (кит. сы цзюй), выполняющих функции бытового общения. Изменение личности необратимо. Чаньский юмор лишен условностей и ханжества. Большие психические нагрузки иногда приводят к срыву, к «чаньской болезни» (кит. чань бин), с чем связан литературный персонаж — сумасшедший монах, бродящий по деревням. В философском аспекте учение чань содержит элементы учений индийских школ виджнянавады и мадхьямики, но главным достижением чань считаются непревзойденные результаты духовной практики. Направление чаньбуддизма более известно как дзэнбуддизм.




[ Вернуться назад ]

Ссылки designed by PHP-Nuke & Naryshkin Andrey☯
2007-2015