Дзен - особая форма передачи истины, не связанная с какими-либо трактатами. Прямой контакт с духовной сущностью человека и достижение совершенства Будды...
                                                                                  Бодхидхарма

Дзен - буддизм - школа Махаяны, зародившаяся в Китае, чьим основателем мы считаем Первого патриарха дзен - Бодхидхарму (Дарума). Философия дзен - это учение буддизма, которое наиболее прямо и практично способно привести к глубокому освобождению и совершенному Просветлению. Через мудрость дзен, искусство дзен, мы можем понять реальность окружающего нас мира и постичь всепроникающую Истину.
Зачем нам дзен - буддизм? Давайте разберёмся в этом на дзен - портале...

главная содержание форум словарик

Главная
Содержание
    заповеди буддизма
    основы буддизма
    жизнь Будды
    история дзен
    основы дзен
    притчи дзен
    хайку
    буддизм в мире
    суми-э
    каллиграфия
    сад камней
    чайная церемония
    храмы дзен
    учителя дзен
    питание дзен
    дзадзен
Дхарма
    Алтарная сутра
    Дао Дэ Цзин
Словарик
Архив новостей
Дзен-форум
Гороскоп
Фэн-шуй


Есть ли цивилизации, кроме Земной?

Скорее есть
Должны быть обязательно
Вряд ли
Их существование невозможно
Я их видел
Я сам пришелец


Результаты
Другие опросы

Ответов 3624


Дзен-альбом


Наши буддийские путешествия



Буддизм в мире: Тайвань, Тибет



Тайвань
Буддизм на Тайване относится к махаяне, был занесен на остров китайскими эмигрантами после падения династии Мин (17 век). Постепенно на Тайване сложилась новая форма народного буддизма, известная как чай-хао (вегетарианская религия), которая включала элементы даосизма и конфуцианства, давшие основание считать буддизм своей “домашней религией”. На острове имеются филиалы буддийских ассоциаций КНР, членами которых являются десятки тысяч тайваньцев, в т. ч. учащиеся полутора десятка буддийских учебных заведений. Имеется около 4 тыс. кумирен, храмов, монастырей, из которых буддийскими можно признать не более четверти. Число монахов и монахинь около 2 тыс., верующих около 5 млн. человек (из 20 млн. населения).
В. И. Корнев



Тибет
В процессе своего формирования тибетский буддизм видоизменяет культы и ритуалы древней религии Тибета бон, воспринимает институт оракулов, театрализованное действо цам, отдельные обряды, местные божества и т. д. Тибетская традиция относит начало проникновения буддизма в страну ко времени полулегендарного правителя Лхатхотхори (2 век н. э.). При царе Сонгцен Гампо (620—649 гг.), сформировавшим единое тибетское государство, буддизм становится государственной религией. В правление царя Трисонг Децена (755—797 гг.) приглашаются индийские проповедники Каталашила, Шантаракшита, Падмасамбхава — основатель тибетской школы ньингмапа. В это же время (779 год) строится Самье — первый буддийский монастырь, где во время Собора происходил диспут между Камалашилой и Хэшаном, китайским монахом, последователем школы чань. После гибели царя Ралпачана (815—838 гг.) буддизм приходит в упадок.
С 10—11 вв. при поддержке феодальных семейств Западного Тибета начинается новый период распространения буддизма, продолжавшийся и в 12—13 вв. Он характеризуется формированием новых школ: сакьяпа, кагьюдпа, кармапа, нодпа, чжонангпа и т. д. Общими для всех этих школ являются понятия кхорба — “мир перерождений” (сансара), ньянган лэ дапа — “освобождение от мира страданий” (нирвана), лэм — “путь” (марга); однако “путь” от “мира перерождений” к “освобождению” от этого мира может реализоваться по-разному. Отличие одной школы от другой выражается в разных традициях устной передачи основной доктрины школы, правилами совершения служб и ритуалов, обрядности, составом пантеона (разные идамы — божества-покровители и чхойкьонги — божества-защитники). Активизация буддизма сопровождалась приглашением новых проповедников, в их числе – Атиша, чье учение стало базовым для школы кадампа: новыми переводами сутр и тантр, созданием комментариев к ним. В 14 веке весь комплекс буддийской переводной литературы кодифицируется в Канон — Ганджур и Данджур знаменитым ученым Будоном.
В начале 15 века при содействии проповедника и ученого Цзонхавы (1357-1419 гг.) возникает школа гелугпа, учение которой к середине 17 века определило теократическую форму правления в Тибете, существование институтов Далай-ламы (духовный лидер буддистов), Панчхен-ламы (нынешнее перерождение Будды), тулку (последовательность реинкарнаций).
7 октября 1950 года китайские войска нападают на административный центр Восточного Тибета – Чамдо. 9 сентября 1951 года китайские войска входят в столицу Тибета – Лхасу и вскоре оккупируют весь Тибет. После ряда народных восстаний тибетцев против китайских оккупантов и их жестоких подавлений в 1959 году Далай-лама XIV покидает Тибет. Из Тибета также бегут десятки тысяч тибетцев. Китайское правительство утверждает Панчхен-ламу Х, который умер в 1989 году при загадочных обстоятельствах, председателем административного совета, сохранив при этом небольшое количество буддийских монастырей, которые подверглись разрушению во время культурной революции. В 1980 году китайское правительство и власти Тибетского автономного района начали реставрировать разрушенные святыни, а в 1983 году была создана буддийская академия, где, под бдительным присмотром китайских властей, обучаются будущие священнослужители. Новый Панчхен-лама, признанный тибетским правительством в изгнании (Дхармасала, штат Химачал-Прадеш, Индия) - Гедун Чоки Ньима, содержится китайскими властями в неустановленном месте. Официальным Панчхен-ламой китайские власти признали Гялцена Норбу.

Гелуг (па). Школа гелуг, гелук, гелу, гэлуг, «система добродетелей». Школа желтошапочников, названная так из-за цвета головного убора монахов. Основана в XIV — XV вв. Цонкапой (Цонкаба, Цзонхапа, Цзонкаба, Цзонхава, Цзонхаба), который почитается как воплощение бодхисаттвы Манджушри (Маньчжушри), олицетворяющего мудрость, всеведение. Цонкапа создал многотомный труд, интегрирующий многие учения и содержащий руководство «Ступени пути» (тибет. «Лам-рим»). Гелуг — самая влиятельная школа в Тибете. В ней был разработан статус Далай-Ламы («Лама-Море»), который признается четвертой драгоценностью и почитается всеми школами, как и Будда, Дхарма, Сангха. По традиции, Далай-Лама, возглавлявший теократическое государство Тибет, всегда был представителем этой школы. Он играл и продолжает играть большую роль в консолидации буддистов в направлении тибетского буддизма. Учение опирается на идеи индийской школы мадхьямика и основателя Нагарджуны. Целью буддиста признается состояние всеведения, связанного с бодхисаттвой Маньчжушри, называемого Буддой Знания. Всеведения, как считают, достиг и Цонкапа. В гелуг глубоко изучаются философские произведения буддийской литературы. Одна из важнейших задач практики — развитие памяти и спорадической мудрости, проявляющейся при полной концентрация и сосредоточенности сознания адепта. Школа первой ввела аттестацию монахов компетентной экзаменационной комиссией. Монахи соблюдают безбрачие и полную трезвость, отдавая все силы получению знаний и практике освобождения.

Кагьюд (па). Школа кагьюд, кагью, каргью, каджуд, кхаги-уд, школа устного предания, прямой передачи учения от учителя ученику. Согласно легенде, учение восходит к будде Ваджрахаре, отождествляемому с Адибуддой. Предполагают, что она была основана индийским мудрецом Тилопой в XI веке. Духовными учителями школы считают Наропу, Марпу, Миларепу, Гампопу. К школе кагьюд принадлежал Лама Анагарика, Говинда (Э.Л. Гоффманн), проживавший в Тибете много лет. Дочерние школы: карма (па) черношапочников и карма (па) красношапочников. В школе кагьюд разработаны учения о Махамудре, калачакре, о переходных состояниях (бардо), о единстве мужского и женского начал, помогающие трактовать результаты практики, в которую входят йоги Наропы и психотехники, позволяющие обрести сверхъестественные способности (сиддхи, риддхи, иддхи). В школе черношапочников (карма-кагью) возникла традиция тулку (тюльку), распространившаяся на другие школы и сохранившаяся в современном Тибете. Её называют добровольным перерождением. О нем перед смертью сообщает глава школы или влиятельный лама, который согласен вернуться в мир, чтобы помогать другим людям обрести освобождение от новых рождений. Умирающий называет признаки, по которым его можно будет узнать. Через некоторое время приближенные умершего отыскивают ребенка, узнающего предъявленные ему вещи и называющего особые приметы. Убедившись в том, что именно в нем перевоплотился умерший, мальчика забирают в монастырь, где воспитывают определенным образом для выполнения ответственной миссии. Он может стать главой школы или иерархом высокого уровня. Известны случаи появления самозванцев, вокруг которых плелись интриги и начинались смуты. Традиция отыскания тулку строго регламентирована и соответствует древнему ритуалу.

Ньингма (па). Школа ньингма, ньинма, “древний порядок». Школа красношапочников (одна из двух). Старейшая буддийская школа в Тибете, основанная в VIII — IX вв. индийским мудрецом Падмасамбхавой, «Рожденным из цветка лотоса», последователем школы ваджраяна. Его считают воплощением, эманацией будды Амитабхи. В школе разработана эзотерическая многоступенчатая система ануттара-йога-тантра, признанная высшей тантрической мудростью. Она содержит эффективные психотехники, позволяющие достичь состояния Махамудры в течение одной жизни, и философское обоснование их. Школа ньингма допускает немонастырский образ жизни странствующих монахов.

Саскья (па). Школа саскья, сакья. Название происходит от местности Серая (Светлая) Земля. Образовалась в XIV веке. Согласно учению саскьи, цель пути имеет неявную связь с самим пути, ведущему к освобождению, она неявно присутствует в сознании адепта. Учение опирается на основные положения виджнянавады (йогачара). Монахам разрешается иметь семьи. В период расцвета школа сыграла большую роль в формировании теократического государства Тибет.

Движение римей. «Неделимое». Возникло в XIX веке. Объединяет с просветительскими и миссионерскими целями школы ньингма, саскья и кагьюд. Адепты любой из них могут посещать библиотеки двух других и осваивать их практики. Общая доктринальная база позволяет обучаться во всех трех. Центры римей существуют в различных странах.

Наиболее популярно в современном мире учение дзогчен (великое совершенство). Оно обращено к сознанию непосредственно через невербальные связи. Утверждают, что тело адепта высшего уровня подготовки дематериализуется при смерти, исчезает, превращаясь в « радужное тело ». Дзогчен содержит элементы добуддийских верований и практик, претендует на статус самостоятельного учения и имеет своих учителей.




[ Вернуться назад ]

Ссылки designed by PHP-Nuke & Naryshkin Andrey☯
2007-2015